Имя Степана Крашенинникова в фондах Камчатского краевого объединённого музея

В статье отражена взаимосвязь имени исследователя Камчатки Степана Петровича Крашенинникова (1711–1755) с фондами одного из крупнейших региональных учреждений культуры — Камчатского краевого объединённого музея (г. Петропавловск-Камчатский), и проанализирован пласт источников по данной проблематике, относящихся ко второй половине XX века.

Камчатский краевой объединённый музей (ККОМ, до 2003 года – Камчатский областной краеведческий музей), созданный в 1911 году, сегодня по праву можно назвать ведущим музеем Камчатки. В настоящее время он выступает как цитадель знаний о нашей территории, ведь цель учреждения — собрать, сохранить и показать историческое прошлое, природные особенности Камчатского полуострова, культуру народов, издавна живущих здесь.
Музей, перешагнувший вековой рубеж, имеет богатую историю, в его фондах сохранилось множество архивных документов, редких и уникальных книг, фотографий, предметов изобразительного искусства, этнографии. И имя Степана Петровича Крашенинникова — великого учёного, создавшего безгранично ценный труд «Описание земли Камчатки», ставший итогом всей его научной работы, навсегда вписано в историю не только всего края, но и музея.
Для того чтобы понять, какое непреходящее значение имеет для Камчатского краевого объединённого музея имя великого исследователя XVIII века, проследим собирательскую деятельность учреждения второй половины XX века и познакомимся с источниковедческой базой.

Находясь в постоянной экспозиции ККОМ, невольно ловишь себя на мысли, что все художественные образы, особенно рассказывающие о культуре коренных народов Камчатки, очень знакомы. Ничего удивительного в этом нет. Слушая старожил, узнаёшь, что в 1980-е годы, когда музей вернулся в своё здание, выстроенное предположительно в 1910–1912 годы и предназначавшееся для канцелярии губернатора Камчатской области, возникла необходимость создания новой экспозиции. Коллектив музейщиков взялся за это непростое, но очень интересное дело. Для художественного оформления экспозиционных залов пригласили художника из г. Курска Владимира Ивановича Зорина. Поистине замечательный мастер, он, знакомясь с главным трудом С. П. Крашенинникова, сумел передать всю природную красоту нашей территории, представил сценки из жизни и быта ительменов и коряков. Таким образом, В. И. Зорину удалось перевести «Описание земли Камчатки» в художественные образы.

О том, что сами музейщики безмерно любили С. П. Крашенинникова и неоднократно обращались к нему в своей работе, говорит не только экспозиция музея. В фондах хранятся тетради с конспектами, подготовленными директором музея Клавдией Васильевной Мечтановой. Записи датированы 1958 годом и были предназначены для жителей Корякского национального округа. Вот одна из цитат для жителей селения Палана (центр Корякского национального округа): «Крашенинников о Палане. Верстах в 5 ниже озера есть на ней великий порог, называемый Пилялян, по которому казаки и всю реку Палланом (слова автора), вместо Пиляляна прозвали…» [5].

В 1989 году для фондов музея было закуплено два тома книги С. П. Крашенинникова «Описание земли Камчатки». Это было второе издание, выпущенное в 1786 году в Санкт-Петербурге. Несмотря на плохую его сохранность (отсутствие переплёта, многочисленные надорванности страниц, угасание печати) это стало уникальным событием для нашего музея. О большой значимости этого приобретения для ККОМ говорит и стоимость: за два тома была отдана немалая сумма — одна тысяча двести рублей. В фондах музея также хранится издание С. П. Крашенинникова «Описание земли Камчатки» с приложением рапортов, донесений и других неопубликованных материалов, выпущенное в 1949 году издательством Главсевморпути.

Изучая документы архивного фонда, посвящённого истории Камчатского краевого объединённого музея (архивный фонд № 1), находим протокол № 1 заседания музейного совета при Камчатском областном краеведческом музее от 1 августа 1959 года, где был поднят вопрос о сооружении на территории учреждения двух бюстов: «первому исследователю земли Камчатской — Степану Петровичу Крашенинникову, и русскому мореплавателю — исследователю Алексею Ильичу Чирикову». Музейный совет, в состав которого входили учёные и краеведы, такие как геолог И. Н. Карбивничий, ихтиолог А. Г. Остроумов, участник Великой Отечественной войны П. Ф. Грибков, краевед И. Ф. Махоркин, музейщик К. В. Мечтанова и другие, внёсшие большой вклад в развитие экономики, культуры нашего региона, «единогласно признал постройку 2-х бюстов вполне необходимым мероприятием — ценным, как для современников, так и для будущих поколений» [3]. Было рекомендовано оформление их как бюстов в полтора раза больше натурального размера, а также решено изготовление бюстов поручить скульптору Ощепкову.

В конце года члены музейного совета вновь собрались для обсуждения моделей бюстов С. П. Крашенинникова и А. И. Чирикова. Директором музея К. В. Мечтановой по бюсту С. П. Крашенинникова были высказаны некоторые замечания, которые касались нижней части его лица. Было принято решение провести дополнительную отделку и исправления, приблизить модель бюста Крашенинникова к изображению, представленному в книге «Описание земли Камчатки», после чего «допустить к дальнейшему оформлению и отливке» [4]. И уже в перспективном плане работы Камчатского областного краеведческого музея на 1959–1965 годы в разделе «Экспозиционная работа» пунктом 2 запланировано: «Дополнить экспозицию исторического отдела экспонатами, приобретенными в результате археологических изысканий, и экспонатами научно-вспомогательного значения: скульптурными портретами великих русских исследователей Чирикова и Крашенинникова…» Таким образом, к 1964 году планировалось создание и размещение бюстов в постоянной экспозиции, но, как показывает ещё один источник — фотодокумент, в экспозиции бюсты не разместили. На фотографии 1965 года мы видим два бюста, скромно установленных около музея по улице Набережной. К сожалению, информации об установлении здесь бюста С. П. Крашенинникова найти не удалось. Единственным источником об этом событии мог бы послужить печатный орган — газета «Камчатская правда». Просмотрев её подшивки за период с 1960-го по 1965 год, такой информации не обнаруживаем. Созданные Ощепковым скульптуры в 1970 году поступают в фонды музея на постоянное хранение, где и находятся в настоящее время.

Ещё одним исторически сложившимся упущением является и то, что, к сожалению, во всех музейных документах, архивных и учётных, обозначена только фамилия скульптора Ощепкова. Нет ни имени, ни отчества. Можно предположить, что это был камчатский скульптор Петр Григорьевич Ощепков талантливый человек, работник домостроительного комбината, ветеран Великой Отечественной войны, который стал автором памятника Г. М. Елизову, открытому в канун 50-летия Октябрьской революции в пос. Паратунке Елизовского района, идейным вдохновителем монумента «Скорбящей матери». Памятник был отлит на петропавловском заводе крупнопанельного домостроения и воздвигнут возле Дворца культуры и спорта ДСК 8 мая 1975 года в честь 30-летия Победы.
Но в музее это не единственная скульптура, посвящённая великому исследователю.

В 1981 году в фонды учреждения на постоянное хранение поступает предмет, который сразу становится объектом внимания не только научных сотрудников, но и посетителей музея, а впоследствии и неотъемлемой частью новой экспозиции. Это ещё одно скульптурное изображение Степана Петровича Крашенинникова, великого русского учёного, основателя изучения нашей территории, внёсшего огромный вклад в развитие отечественной науки. Бюст был передан сотрудником Мильковского филиала Камчатского областного краеведческого музея Михаилом Иосифовичем Угриным. Как бюст попал к нему, неизвестно: учётные документы музея за предшествующие годы скудны, а спросить у дарителя не представляется возможным. Можно лишь предположить, что данное скульптурное изображение, являющееся исторической реконструкцией, созданной на основе останков, найденных в раскопе погребения С. П. Крашенинникова при Благовещенской церкви на Васильевском острове в г. Ленинграде в 1963 году антропологом Галиной Вячеславовной Лебединской, является одной из копий оригинала.

Таким образом, проанализировав лишь небольшой пласт источников ККОМ, мы видим, что имя С. П. Крашенинникова прочно вписано в летопись не только региона, но и музея. Сегодня музейщики, как и десятилетия назад, обращаются к ставшему классикой исследованию Степана Петровича, черпая оттуда кладезь наблюдений и фактов. Наша задача — сохранить и приумножить эти знания для будущих поколений.

Список использованных источников
1. Величко, К. Н. Памятники Камчатской области / К. Н. Величко ; [фото И. Вайнштейна, О. Груздева, В. Иванченко, И. Евстратенко ; худож. П. К. Деревянко]. — Петропавловск-Камчатский : Дальневост. кн. изд-во, Камч. отд-ние, 1979. — 44 с. : ил.
2. Крашенинников С. П. Описание земли Камчатки. М., Л., 1949 КОКМ ОФ 33440 Крашенинников, С. П. Описание земли Камчатки : с прил. рапортов, донесений и других неопубликов. материалов / С. П. Крашенинников. — Москва ; Ленинград : Изд-во Главсевморпути, 1949. — 842 с.
3. Протокол заседания Музейного Совета от 1 августа 1959 г. // Архив Камчат. обл. краевед. музея (КОКМ). — ОФ 34016/34.
4. Протокол заседания Музейного Совета от 1 декабря 1959 года // Архив КОКМ. — ОФ 34016/38.
5. Тетрадь Мечтановой К. В. 1958 г. // Архив КОКМ. — ОФ 31561.
6. Город Петропавловск 1965 г. : фотодокумент // КОКМ НВФ 2629
Материал поступил в редакцию 18.10.2017 г.
Сведения об авторе: Графская Светлана Владимировна, главный хранитель Камчатского краевого объединенного музея

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

f

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: