Камчатский театр им. О. Ю. Шмидта

Автор: старший научный сотрудник Пыжьянова О. А. 

Отто Юльевич Шмидт (1897 – 1956), исследователь Арктики, академик АН СССР, Герой Советского Союза. В 1930 – 1932 годах директор Арктического и Антарктического института в Ленинграде, затем начальник Главсевморпути (1932 — 1939). В 1929 году О. Ю. Шмидт возглавил экспедицию на ледокольном пароходе «Георгий Седов», создавшую первую научно-исследовательскую станцию на земле Франца-Иосифа. В 1932 году возглавил экспедицию на ледокольном пароходе «Сибиряков», который прошел за одну навигацию из Архангельска в Тихий океан. В 1933-1934 годах был во главе экспедиции на транспортном (не ледокольного типа) пароходе «Челюскин», снова сделавшей попытку пройти Северным морским путём за одну навигацию. В условиях необычно тяжелой ледовой обстановки «Челюскин» пробился в Берингов пролив, но выйти в Тихий океан не смог. Ветры и течение затянули его вместе с ледовым полем обратно в Карское море. Зимовка корабля стала неизбежной. 13 февраля 1934 года лед разорвал борт и через два часа «Челюскин» затонул. На лед был выгружен заранее подготовленный аварийный запас. На льду оказалось 110 человек, в их числе 10 женщин и двое маленьких детей. В дрейфующем ледовом лагере они провели 2 месяца. Поддержание дисциплины и бодрости духа на льдине были в значительной мере заслугой «ледового комиссара» – Отто Юльевича Шмидта, пользовавшегося не только авторитетом среди челюскинцев, но и снискавшего их любовь. Эпопея жизни челюскинцев в ледовом «Лагере Шмидта» и их спасения летчиками — полярниками потрясла весь мир. За рубежом писали, что имя  О. Ю. Шмидта «начертано в золотой книге науки», «о необычайных приключениях его в стиле Жюля Верна, писала вся мировая пресса», сообщалось в газете «Известия» 3-го июня 1934 г.

В мае 1934 года жители Петропавловска радостно встречали «челюскинцев» и снимавших их со льдины полярных лётчиков. Готовились к встрече с «челюскинцами» и артисты впервые созданного на Камчатке профессионального театра. Театр незадолго до этого отметил свою первую годовщину и его артисты пережили собственную «морскую эпопею», прежде чем по воле судьбы оказались на Камчатке.

В январе 1933 г. вся страна с волнением читала в центральных газетах сообщения о трагическом рейсе парохода «Сахалин» в бушующем Тихом океане. Пароход вышел из Владивостока 28 ноября 1932 г. Он должен был доставить груз и пассажиров на остров Сахалин. Среди пассажиров были артисты, завербованные для работы в театре г. Оха на Сахалине. Пароход находился в море более двух месяцев. Сначала длительный дрейф во время шторма, затем на протяжении 10 дней пароход пробирался к острову сквозь тяжелый лёд, но вынужден был отступить. А 12  января при 29-и градусном морозе и шторме в одиннадцать баллов на судне неожиданно начался пожар. Пожар погасили через трое суток, но судно потеряло ход. 1 февраля к борту «Сахалина» пришвартовались спасательные пароходы и 13 февраля его привели в порт Владивосток.

Во Владивостоке с артистами встретился председатель Камчатского облисполкома Г. Н. Коренев, и пригласил их на Камчатку, чтобы организовать там драматический театр. И вот в марте 1933 г. актёры вновь отправляются морем к далёкому камчатскому берегу. Их повлекла бескорыстная романтика, влюблённость в своё дело и  неутомимая жажда работать. Эта легендарная группа актёров была небольшая: Виктор Карин (был назначен директором театра), Николай Заботин (актёр и первый режиссёр театра), Зинаида Заботина, Дмитрий Славский, Юрий Ланов, Андрей Чарин, Мария Крамская, Зинаида Мазуренко, Л. Миляева, Андрей Сахаров, Александр Муянов и В. Григоренко. Такой состав актёров с разным амплуа позволял создать репертуар профессионального театра. Художником был приглашен, приехавший в Петропавловск ранее, М. Н. Знаменский. «Все мы были одержимы одной мыслью: организовать театр на Камчатке, — вспоминал много лет спустя актёр Андрей Михайлович Сахаров. — Мои коллеги — подлинные энтузиасты дела, ибо только такие люди могли в домах без удобств, с печками, спать на топчанах и в то же время, забыв о сложностях быта, репетировать в деревянном, не приспособленном для театральной работы клубе, а вечером – выходить на публику, на сцену – и играть!»

Театру было передано здание Межсоюзного клуба и  дано название — Камчатский областной рабочий театр. Первый театральный сезон открылся 21 апреля 1933 года премьерой спектакля «Междубурье» по пьесе Е. Карпова, в постановке режиссера Н. С. Заботина. Художественное оформление спектакля было осуществлено М. Н. Знаменским.

В 1930-е годы большинство актёров и режиссёров приглашались в Камчатский театр на два театральных сезона, согласно заключенному договору. В этот период составы всех периферийных театров формировались в Москве на так называемой актёрской бирже труда (посредническое Бюро РАБИС). Весной и осенью артисты съезжались в Москву, туда же приезжали директора театров или режиссёры, чтобы подобрать составы творческих коллективов под определённый репертуар предстоящего театрального сезона.

В декабре 1933 г. благодаря директору Виктору Карину, в Камчатский театр прибыло замечательное  пополнение. Карину удалось привезти на Камчатку не только хороших артистов, но и известного режиссёра Гаврилу Владимировича Гловатского. В своё время он был художественным руководителем Суворинского театра в Санкт-Петербурге. Его учениками были знаменитости русской сцены: Николай Рыбников, Василий Топорков, Григорий Ярон. «Гловацкий умел организовать работу. Увлекался ею всем своим существом и умел зажечь нас этой увлеченностью. Каждая премьера была событием в городе», — вспоминал артист А. М. Сахаров. Гавриил Владимирович Гловацкий работал главным режиссером и актёром Камчатского областного рабочего театра с декабря 1933 г. по март 1937 г. Под его руководством здесь выросли такие актеры, как Г. В. Боровикова, 3. В. Мазуренко, А. М. Сахаров, М. К. Южин и другие. Проявили себя как способные режиссеры Н. С. Заботин и Д. Р. Славский. Значительными постановками Г. В. Гловацкого были «Улица радости» Зархи, «Разлом» Лавренёва, «Князь Мстислав Удалой» Прутта, «Без вины виноватые» и «Василиса Мелентьевна» А. Островского, «На дне» М. Горького, «Платон Кречет» А. Корнейчука, «Жорж Данден» Мольера, «Страх» А. Афиногенова, «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони и др.

В 1934 году Гавриил Владимирович Гловацкий стал первым на Камчатке  Заслуженным  артистом Российской Федерации.

29 мая 1934 года для спасённых челюскинцев и полярных лётчиков — первых Героев Советского Союза Анатолия Ляпидевского, Василия Молокова, Николая Каманина и Михаила Водопьянова Камчатский театр играл комедию В. Шкваркина «Чужой ребенок». Об этом спектакле Андрей Сахаров вспоминал: «Спектакль шел с необычайным подъёмом, все исполнители были, как говорится, в ударе». Приезжих гостей приятно удивило, что «на самом дальнем краешке советской земли люди живут в одном ритме со столицей, в своем театре они смотрят пьесы, идущие сейчас в Москве». По инициативе артистов, Камчатский областной рабочий театр стал называться именем  руководителя плавания Отто  Юльевича Шмидта.

Сообщение  об этом событии услышали по центральному радио артисты — супруги Константин Родионов и Александра Славина, которые работали в тот момент в Вологде. Они «заболели» камчатским театром. И осенью 1934 года они прибыли в Петропавловск в составе нового пополнения театрального коллектива. В этом же году пришла работать в Камчатский театр молодая актриса Ася Таванцева. Таванцева, Славина и Родионов стали теми из немногих артистов, которые до конца своей жизни на сцене оставались в Камчатском театре. Кроме актёров, прибыли режиссёр Ю. Г. Шелишпанов, художники В. П. Малахов и Юлия Черномор, музыкальный квартет — на Камчатке впервые появился небольшой профессиональный музыкальный ансамбль.

За 1933 — 1936 годы было поставлено до 60 премьер. Над пьесой работали от недели до 20 дней. Выпуск такого количества премьер облегчался тем,  в то время в периферийных театрах актёры ещё имели собственные костюмы и реквизит, которые приносили на спектакль в коробках или чемоданах.  Спектакли шли под суфлёра, который находился за кулисами. Часто использовали дежурные декорации, которые по-разному комбинировались от спектакля к спектаклю.

В 1335 году здание Межсоюзного клуба было окончательно передано театру и капитально переоборудовано: на сцене построили вращающийся круг, увеличили зрительный зал, пристроили новый вестибюль, декоративный склад. Была разрешена и жилищная проблема. Артисты проживали в общежитии и домиках, принадлежащих театру. Самым большим был 2-х этажный дом по улице Красинцев. В нём находилась и столовая для работников театра. Рыбу для столовой получали с собственного подсобного хозяйства. Имевшийся в хозяйстве катер обеспечивал рыбалку и доставку дров, которые заготовляли по берегам бухты.

В ноябре 1935 года на пароходе «Ильич» в Петропавловск прибыл для прохождения дипломной практики студент режиссёрского факультета ГИТИСа   Владимир Андрианов. Его взволновала надпись на кумаче «Добро пожаловать!» у дома, в котором жили актёры, и поразил сытный и вкусный обед в театральной столовой. С Камчатки он уже не вернулся, его не отпустили. Андрианов прослужил Камчатскому театру 50 лет и стал первым на полуострове народным артистом СССР.

В летние сезоны по решению областных организаций театр выезжал на побережья для обслуживания рыбаков и рыбообработчиков. В то время перед областью стояла задача перехода от завоза сезонных работников к закреплению на постоянное жительство на рыбокомбинатах нескольких тысяч рабочих. Работникам театра поручалась культурное обслуживание и агитационная работа в период летних путин. Бригады театра тщательно готовились к выездам, составлялся дополнительный репертуар из малых форм, одноактных пьес, весёлых водевилей, сатирических миниатюр, злободневных обозрений. Нередко после спектаклей артисты выходили на конвейер, чистили рыбу. Обслуживание рыбаков проводилось бесплатно. До портовых пунктов на побережьях добирались на пароходах, затем до  берега – на катерах, баржах и других плавсредствах, на берегу, от поселка до поселка — на лошадях, но чаще всего пешком, с поклажей на спине. Работать приходилось на малых клубных сценах,  на палубах и в трюмах пароходов, в случайных помещениях или под открытым небом. Появление театра каждым летом на рыбокомбинатах восточного и западного побережий Камчатки «стирало грань отдалённости, заброшенности».

Основу театрального репертуара 1930-х годов составляли в первую очередь пьесы советских драматургов: «Страх», «Волчья тропа» А. Афиногенова, «Слава» В. Гусева, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского, «Платон Кречет» и «Гибель эскадры» А. Корнейчука,  «Разлом» и «Враги» Б. Лавре­нева, «Огненный мост»  Б. Ромашева, а так же «Чудесный сплав» А. Киршона, «Шестеро любимых» А. Арбузова. Из русской классики были показаны более 20 пьес А. Островского, почти все пьесы М. Горького. Играли и западную классику — Бомарше, Мольера, Гольдони. Постепенно количество премьер за год уменьшалось, а качество спектаклей повышалось.

«Театр стал подлинным культурным центром города. Почти все актёры окунулись в кипучий водоворот общественной жизни: драмкружки, художественные читки в школах, выступления на судах. И спектакли, спектакли, спектакли…» — записал в своих очерках — воспоминаниях артист Константин Дмитриевич Родионов.  Константин Дмитриевич проработал в театре до 1962 года. Им составлен богатейший архив, в котором зафиксированы поименно артисты, режиссёры, художники, музыканты, гримёры, костюмеры, работники сцены, а также посезонный репертуар 1930-х — 1950-х годов; написаны многочисленные очерки с подробной историей театра этого периода. Архив и очерки К. Д. Родионова хранятся в фондах Камчатского краевого объединённого музея. Сейчас это ценный источник изучения театральной истории Камчатки.

История Камчатского областного рабочего театра имени О. Ю. Шмидта закончилась летом 1936 г. Когда артисты выехали на побережье полуострова для обслуживания рыбаков во время путины, сгорело здание театра. В огне погибли сотни новых костюмов, музыкальные инструменты, реквизит, бутафория, декорации и материалы на складе. В связи с отсутствием другого приспособленного для работы помещения, было решено временно закрыть театр и распустить коллектив. Часть артистов покинула Камчатку. В 1937 году по состоянию здоровья уехал во Владивосток Г. В. Гловацкий.

Оставшиеся актёры создали несколько творческих групп:

— Под руководством актёра и режиссера дипломанта ГИТИСа В.П.Андрианова при обкоме ВЛКСМ был организован самодеятельный театр рабочей молодёжи (ТРАМ).  ТРАМ, кочуя из клуба в клуб, успешно просуществовал до начала 1940-х гг.

— Вторая группа вошла в коллектив Камчатского комитета радиовещания. В числе актёров были П.М.Таванцева, Д.А.Сугробкин и музыкальный квартет.

— Третья группа по приглашению завкома  лесокомбината переехала в посёлок Ключи. Там при участии заводских рабочих и служащих был создан самодеятельный  театральный коллектив.

— Небольшая группа актёров, оставшихся в городе, решила работать по принципу передвижного театра. В их числе были А. Славина, К. Родионов, А. Светланов и другие.

Впоследствии, эти актёры, объединившись, составили костяк коллектива, который начал работать в 1939 году во вновь отстроенном здании Камчатского областного драматического театра.

 

Использованные источники:

  1. ККГУ ККОМ. Родионов К.Д. Камчатский облдрамтеатр. Организация. 1933 — 1936 г. Очерк 2. КОКМ ОФ 33943/1
  2. Вайль Д. Камчатка: золотой век актёра // Камчатский комсомолец. 1984. 26 янв.

 

 

 

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

f

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: