Краснознаменному морскому пограничному соединению — 75 лет!

История Краснознамённого соединения пограничных сторожевых кораблей начинает свой отсчёт с 1945 года.

Однако, самый первый сторожевой корабль «Воровский» прибыл на Камчатку с целью охраны морских границ, гораздо ранее, еще в 1924 году.

Судно было построено на судоверфи в Англии в 1901 году, как одномачтовая океанская прогулочная 5-ти палубная яхта «Лизистрата». В 1916 году «Лизистрата» была приобретена русским правительством. Яхту переоборудовали под посыльное судно, переименовали в «Ярославну» и включили в состав флотилии Северного Ледовитого океана с базированием в порту Архангельск.  9 мая 1924 года судну было присвоено имя «Воровский» в честь, погибшего в Швейцарии в 1923 году, советского государственного и партийного деятеля Вацлава Вацловича Воровского.

С 12 июня по 20 ноября 1924 года «Воровский» совершил первый в советское время длительный переход южным путем из Архангельска на Дальний Восток, протяженностью в 14 тысяч миль. Корабль был включен в состав Амурской флотилии и начал служебную деятельность по охране морских дальневосточных границ. Основной задачей корабля являлась охрана северной части Камчатского полуострова и берегов Берингова пролива.  В это время, в течение промыслового сезона, берега Камчатки патрулировали японские боевые корабли. С ними «Воровскому» приходилось регулярно встречаться в море, порой при весьма драматических обстоятельствах. В 1931 году корабль вошел в состав морской пограничной охраны и нередко задерживал нарушителей советско-японской рыболовной конвенции, заключенной в 1928 г. За период 1924-1943 гг. на счету корабля было около 40 задержанных судов Японии. Много славных страниц вписали моряки-пограничники в историю войск в это время.

В 1944-1948 гг. корабль, после двадцатилетней службы на границе, проходил капитальный ремонт во Владивостоке, после чего до 1952 года нес дальнейшую службу по охране государственной границы СССР на всем протяжении Тихоокеанского региона.

23 сентября 1952 г. в штормовых условиях при входе в Авачинскую губу «Воровский», сев на мель, получил большую пробоину и деформацию корпуса. Утром следующего дня снялся с мели самостоятельно и зашел на базу, став носом на отмель. Необходим был длительный и серьезный ремонт.

17 июля 1953 г. в сопровождении Краснознаменного ПСКР «Дзержинский» корабль осуществил свой последний выход в море и переход во Владивосток для ремонта. Но попытки восстановить корпус корабля не удались из-за сильной деформации и отсутствия соответствующей марки стали.   В 1955 году корабль был выведен из состава морских частей погранвойск и передан Тихоокеанскому флоту в качестве плавказармы, где на нем до 1961 года размещался штаб дивизии вспомогательных судов.  В 1966 году корабль разобран на металл.

Именем «Воровский» были названы в последующие годы еще два корабля, включенных в состав морских частей пограничных войск.

В настоящее время в состав Краснознамённого пограничного соединения входят десятки кораблей, несущих боевую службу по охране государственной границы России и ее рыбных богатств, в том числе «Орел», «Дзержинский», «Петропавловск-Камчатский», а также корабли обеспечения, которые доставляют грузы на отдаленные пограничные заставы.

Водолаз на СК «Воровский» (из фондов КГБУ ККОМ)
Перед погрузкой СК «Воровский» на угольном складе. Мыс Сигнальный. 1925 г.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

f

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: