Краткая хронология основных событий из истории база активного опытного лова – МОРЛОВА. 1936—1945

Дорогие друзья! В целях улучшения качества музейного обслуживания и изучения интересов посетителей Камчатский краевой объединенный музей проводит опрос. Помогите сделать наш музей лучше! Заполните, пожалуйста, эту анкету (откроется в новом окне).


Автор: старший научный сотрудник отдела научно-фондовой работы Гаврилов С.В.

В начале 1930-х гг. камчатские рыбаки основную массу улова добывали пассивными методами: морскими ставными и речными закидными неводами. Активный промысел трески и сельди, ведшийся с небольших моторных деревянных кавасаки, носил ограниченный характер. Опыт, накопленный к этому времени отечественными и зарубежными промысловиками, свидетельствовал о том, что лов в открытом море с крупных судов выгоден и имеет большие перспективы.

Первым рыбопромысловым флотом полуострова стала организованная в январе 1936 г. База активного опытного лова (БАОЛ), действовавшая возле берегов Камчатки, сдававшая улов преимущественно на местные предприятия. Суда БАОЛ управлялись из Петропавловска, здесь же они базировались, снабжались, ремонтировались и комплектовались экипажами. В отличие от АКОфлота, БАОЛ включал наиболее современные и хорошо механизированные по тому времени суда.

С момента возникновения это предприятие прошло несколько этапов развития. Первоначально оно осваивало лов трески и сельди, изучало периоды и пути миграции их косяков, а также районы добычи. На БАОЛ также возлагалась задача отслеживания особенностей хода лосося на нерест для создания условий правильной организации ставного неводного хозяйства. В это время в состав базы входили сейнеры, дрифтеры и разведчики. Значение последних оценивалось столь высоко, что они содержались за счет правительственного фонда освоения Камчатки. Отличительной особенностью первого этапа являлось отсутствие у БАОЛ собственной переработки рыбы-сырца: весь улов сдавался рыбокомбинатам.

В конце 1930-х гг. БАОЛ придаются наиболее крупные и мощные промысловые суда — паровые траулеры. Отныне ее деятельность приобрела промышленный характер. Логичным результатом этого явилось преобразование БАОЛ в Управление активного морского рыболовства (Морлов). В 1941 г. Морлов получил береговую базу с холодильником, рыбозаводом и обслуживающими цехами и стал предприятием с законченным циклом производства: в его рамках добыча рыбы объединилась с обработкой.

Особую роль Морлов сыграл в годы Великой Отечественной войны. «Больше рыбы стране и фронту!» — вот главное содержание его деятельности в это тяжелое время. Предприятие впервые приступило к круглогодичной добыче рыбы. Этот второй камчатский судовладелец стал родоначальником всех существующих ныне и уже ушедших в историю рыбацких флотов полуострова.

1936

19 января начальник АКО подписал приказ № 31 об организации при Карагинском рыбокомбинате Базы активного опытного лова (БАОЛ). Ее начальником назначен П. М. Макштас.

Весной и летом комплектовался персонал базы, люди учились шить орудия лова и работать с ними.

8 августа в Петропавловск пришли построенные в Японии деревянные дрифтеры «Ударник» и «Стахановец». В сентябре прибыли сейнеры «Авача» и «Вилюй». Прошли первые пробные заметы в Авачинском заливе.

8 октября все суда вышли из Петропавловска в район Олюторского рыбокомбината. Первую промысловую экспедицию БАОЛ возглавили сотрудник Рыбного управления АКО И. А. Гольдберг и П. М. Макштас.

25 октября база получила рыбопромысловые разведчик «Сатурн», «Неп-тун», «Юпитер».

Улов БАОЛ в 1936 г. составил 6 445 ц, то есть 53,7 % планового задания. Причиной невыполнения стало позднее начало промысла ввиду задержки прибытия судов.

1937

Май. началась весенняя путина в Авачинской губе. В ее ходе поймали 259,8 ц сельди. В последующие годы лов с крупных судов в Авачинской губе был запрещен.

Июль. В Камчатском заливе флотилия БАОЛ добыла 513 ц нерки, кеты и трески.

Сентябрь. Промысел переместился в Олюторский залив. В этом месяце здесь добыли 93,2 ц сельди.

Октябрь. Сейнер «Вилюй» под командованием капитана А. Е. Миронова за один замет в Олюторском заливе поднял 694 ц сельди. Все пять судов в октябре добыли 8 132 ц.

Улов БАОЛ за 1937 г. составил 9 274 ц. Наиболее удачно сработала «Авача», добывшая 3 710 ц и оказавшаяся единственным судном, выполнившим задание. Заключение о деятельности предприятия гласило: «Признать хозяйственную деятельность БАОЛ за 1937 г. совершенно неудовлетворительной. Отметить, что руководство БАОЛ не боролось за выполнение плана, вследствие чего план выполнен только на 57 % при износе орудий лова на 42 %».

1938

Февраль. БАОЛ получил с «наличными командами, составом и вооружением, согласно представленным актам», стальные паровые рыболовные траулеры «Буревестник», «Восток» и «Дальневосточник».

16 марта Наркомрыбпром СССР установил БАОЛ плановое задание на 1938 г. в объеме 43 000 ц.

Май. В штат предприятия введена должность заместителя директора по политической части. 13 мая им стал Х. А. Яровой. Директором базы назначили Р. М. Айунца.

Июнь. В Петропавловск из Владивостока прибыли два новых деревянных сейнера, получившие номера 1 и 2.

5 ноября БАОЛ приказом начальника АКО № 301-а переименована в Управление активного морского рыболовства АКО (Морлов).

Ноябрь. На промысел отправился траулер «Буревестник» — впервые камчатское предприятие приступило к активному морскому лову при помощи крупных паровых траулеров.

При плане 31 300 предприятие выловило всего 3 454 ц. Убытки за 1938 г. по Морлову составили 1,7 млн руб.

1939

Январь. В составе Морлова три разведчика, два дрифтера, четыре сейнера и два траулера. Среднее списочное число работников 219 чел.

29 марта. Утвержден промфинплан Морлова с объемом добычи 52 500 ц, в том числе: сейнерами — 16 800, дрифтерами — 2 700, траулерами — 33 000 ц.

20 мая разведчик «Сатурн» «в полной готовности для выхода в море»  передавался ученым Камчатского отделения ТИНРО для изучения биологии лосося.

15 ноября на предприятии трудились 310 чел.: 198 рабочих, 73 инженерно-технических специалиста, 21 служащий, 9 учеников и 9 обслуживающих.

Из 52 500 тыс. ц, намеченных к вылову в 1939 г., Морлов добыл всего 5 283 тыс. ц или 10,1 %. На это оказало влияние отсутствие угля и жидкого топлива. На лов пришлось только 7 % бюджета эксплуатационного времени, на транспортные перевозки — 34 %. Остальное время заняли простои и ремонт.

Декабрь. Временно исполняющим должность директора Морлова назначен В. П. Нахабов.

1940

Январь. Предприятие приняло от ТИНРО паровой траулер «Лебедь», от Дальгосрыбтреста — траулеры «Гага» и «Топорок» и «Палтус».

1 апреля утвержден план добычи рыбы в объеме 46 000 ц, в том числе по промысловым судам: сейнеры — 17 600, дрифтеры — 6 400, траулеры — 22 000. На лове должны были находиться всего два траулера из семи имевшихся («Гага» и «Топорок»). Пять судов («Восток», «Буревестник», «Дальневосточник», «Палтус» и «Лебедь») предполагались к использованию как транспорты.

Плановый списочный состав Морлова предусматривал 396 должностей: 230 рабочих, 109 инженерно-технических, 22 служащих, 20 обслуживающих и 15 учеников. Непосредственно на судах должны были трудиться 131 рядовой моряк, 65 лиц командного состава и к ним приравненных, восемь учеников.

12 июля экипаж сейнера № 2 (капитан Соловьев, неводчик Пинчук) впервые начал дневную добычу сельди. До этого ее ловили темными ночами, определяя перемещение косяков по фосфорическим вспышкам на поверхности воды.

12 августа пришло распоряжение Главвостокрыбпрома вернуть «Лебедь» ТИНРО во Владивосток.

Август. В должности исполняющего должность директора Морлова В. П. Нахабова сменил П. И. Мамонов.

7 сентября экипаж сейнера № 2 выступил с почином «За десятитысячный улов сельди на каждый сейнер!» В ознаменование пятилетия с начала стахановского движения и двухсотлетнего юбилея Петропавловска рыбаки сейнера приняли обязательство до конца года добыть 10 000 ц. Выполнить намеченное не удалось из-за снятия судна на грузоперевозки.

14 ноября траулер «Дальневосточник» под командованием К. К. Берга был отправлен к месту аварии ледокола «Малыгин». Никого спасти не удалось.

23 ноября началась приемка построенного на базе Моховой берегового холодильника.

За год добыли 19 517 ц, что составило 42,2 % задания. Единственным судном, выполнившим и перевыполнившим его стал дрифтер «Ударник» (капитан Козинец).

1941

1 января Морлов имел 14 промысловых судов.

7 января Наркомрыбпром СССР назначил директором Морлова Г. Я. Ермошкина, «пионера круглогодичного лова на Каспийском море». Он получил задание наладить круглогодичную добычу рыбы и на Камчатке.

30 января утверждена производственная программа Морлова, предусматривавшая вылов 40 000 ц сырца.

15 марта в состав Морлова вошла база Моховая. Теперь Морлов стал предприятием с законченным циклом производства: в его рамках добыча объединилась с обработкой. В состав Морлова вошли: промысловый флот, засольный, коптильный, колбасный, консервный, икорный, строительный цехи, холодильник, сельскохозяйственная ферма, коммунальное хозяйство.

22 июня началась Великая Отечественная война.

21 июля в распоряжение командира Петропавловской военно-морской базы переданы сейнеры «Авача» и «Вилюй». Вскоре к ним присоединился дрифтер «Стахановец».

2 декабря все рыбаки переведены «на положение состоящих на действительной военной службе».

План вылова рыбы 1941 г. был выполнен на 53,5 %: удалось добыть 23,2 тыс. ц. Организованный на базе Моховой экспериментальный консервный цех выработал первые 471 ящ. закусочных консервов.

1942

24 января организован «дивизион рыболовецкой службы» в составе траулеров «Дальневосточник», «Буревестник», «Восток», «Топорок» и «Гага». Его командиром стал Г. Я. Ермошкин.

17 феврая вышел приказ начальника АКО № 04 «О прохождении военно-морской подготовки личным составам дивизионов флота АКО».

29 мая на суда Морлова распространено действие Дисциплинарного устава и Устава службы на судах морского флота.

Июль. Помощникам капитанов по политической части (помполитам) присвоены должностные звания «политрук».

30 июля утвержден промфинплан с объемом добычи 32 450 ц.

Установленное задание выполнено на 104,3 %: добыто 33 861 ц. Наиболее эффективно действовал траулер «Топорок», выполнивший план на 158 %. Выработка одного работника выросла по сравнению с прошлым сезоном более чем в два раза (на 212,6 %). Впервые за семь лет существования БАОЛ — Морлова работу предприятия признали удовлетворительной.

1943

21 мая утвержден план добычи в объеме 36 100 ц.

31 августа 1943 г. на основании телеграфного распоряжения НКРП СССР приказом по АКО № 028 «немедленно по возвращении с моря… на ходу по акту» военным морякам передали сейнер № 2.

Сентябрь. Траулер «Буревестник» ушел на ремонт в США.

29 октября 1943 г. по приказу наркома А. А. Ишкова военные моряки начали «безвозмездную» приемку сейнера № 1.

13 декабря предприятие получило от Главамуррыбпрома траулер «Палтус».

В 1943 г. план был перевыполнен по всем основным показателям: заготовка рыбы-сырца — на 122, выпуск пищевой продукции — 120, производство консервов — 118,8, приготовление собачьего корма — на 511 %. Улучшился и ассортимент продукции. Наиболее интенсивно в 1943 г. трудились экипажи «Буревестника» (капитан В. М. Неклюдов) и «Топорка» (капитан С. Г. Оводовский), выполнившие программу добычи рыбы на 166,8 и 150,9 % соответственно.

Предприятие завершило 1943 г. с убытком в сумме 545 тыс. руб. против планового 3 477 тыс. руб.

1944

20 января траулер «Топорок» добыл 720 ц рыбы. Такого результата достигли впервые.

30 января одна из вахт «Топорка» подняла 175 ц. Это вновь был небывалый ранее улов.

В течение первого квартала траулеры неоднократно достигали рекордных уловов. Лидировала «Гага», выполнившая план квартала на 305 %. Максимальный суточный улов этого траулера составил 1 150 ц, «Востока» — 1 200 ц.

12 мая утвержден промфинплан, предусматривавший заготовку 60 500 ц рыбы и морского зверя.

Сентябрь. На траулерах введен «институт юнг».

План 1944 г. был выполнен на 101,3 %, несмотря на то, что флот использовался на промысле только 35 % времени. Этому способствовала самоотверженная работа экипажей зимой в условиях тяжелой метеорологической обстановки и хорошая всесторонняя подготовка к промыслу. В результате траулер «Топорок» (капитан Неклюдов, тралмастер Попов, старший механик Анкур) выловил 18 034 ц, выполнив план на 138,7 %, траулер «Гага» (капитан Иванов, трал-мастер Токарев, старший механик Мамонтов) при плане 9 000 поймал 12 273 ц, то есть 133,4 %.

1945

14 января траулер «Буревестник» под командованием капитана П. М. Иванова в районе Озерной добыл 910 ц. Всего в течение четырех дней января судно взяло 2 500 ц.

18 июля началась передача дел предприятия новому директору А. Я. Думенко. Г. Я. Ермошкина Наркомрыбпром отозвал с Камчатки в свое распоряжение. Вскоре директором Морлова стал В. С. Кириллов.

9 августа на территории Камчатской области введено военное положение.

10 августа в Морлове организована команда противовоздушной обороны, введена светомаскировка.

17 августа в составе сил десанта на Курильские острова из Петропавловска отправились траулеры «Буревестник» и «Дальневосточник» под командованием П. М. Иванова и К. К. Берга. Рыбаки показали на островах образцы мужества и героизма, непосредственно участвуя в боевых действиях.

Сентябрь. «Буревестник» доставил с островов в Петропавловск трофейный груз. В конце месяца из Владивостока в Петропавловск пришел караван из восьми новых деревянных сейнеров, построенных на Владивостокской судоверфи.

Октябрь. АКО реорганизовано в Камчатский государственный рыбопромышленный трест» (КГРТ). Теперь Морлов АКО стал именоваться «Управлением Морского рыболовства КГРТ».

В 1945 г. Морлов должен был заготовить 40 000 ц. Установленный план выполнили на 86,3 % (34 500 ц). Траулеры большую часть года занимались перевозкам и в силу изношенности в прошлые годы стояли в ремонте, отвлекались на выполнение заданий воинского командования в период боевых действий между СССР и Японией, а также после них.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.