Шкатулка в технике Холуй хранится в недрах музея

В основу сюжета росписи автором взята сцена из исторической баллады «Песнь о вещем Олеге», написанной Александром Пушкиным в 1822 году. Впервые баллада опубликована в альманахе «Северные Цветы на 1825 году, собранные бароном Дельвигом». «Песнь» является одним из самых известных русских стихотворений. Сюжет баллады основан на переложении летописной истории, изложенной Николаем Карамзиным.

Холуйская лаковая миниатюра считается самым молодым из русских лаковых промыслов и ведет свою историю с 1934 года, развившейся в селе Холуй Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Существенное отличие искусства Холуя — это большое внимание к изображению человека. Будь то Снегурочка или Вещий Олег — фигуры всегда монументальны, они не затеряны в фоне. Образы выразительны и хорошо прописаны. Чувствуется характер героев.

В миниатюрах Холуя более крупный, приближенный к зрителю пейзаж; более крупные и не столь многочисленные фигуры. Пропорции их удлинённые, однако силуэты мягче и формы объёмнее. Рисунок холуйских миниатюр проще, они не так детально проработаны, а золотая графика применяется скупее, без филигранного заполнения каждой формы.

В колорите холуйцев больше насыщенных тёмно-красных, тёмно-зелёных, тёмно-коричневых, тёмно-синих цветов, также характерны неожиданные контрастные сочетания тёплых и холодных тонов.

Золото в живописи используется только там, где оно оправдано: купола церквей и храмов, шлемы, кольчуги, парчовые одежды, солнце и луна, звёзды на ночном небе.

Только для мастеров Холуя характерно создание небольших по размеру ларцов, где миниатюра заполняет всю поверхность формы многофигурными, тонко написанными композициями.

Лаковым миниатюрам Холуя свойственна живописная «картинность»: их колорит чист и ярок, а золотой орнамент служит естественным переходом от живописи к плоскости  предмета.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

f

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: