«Учил любви к искусству…». Памяти первого корякского балетмейстера Сергея Кевевтегина.

15 апреля 2022 года первому корякскому балетмейстеру Сергею Васильевичу Кевевтегину исполнилось бы 75 лет.

Родился Сергей Васильевич 15 апреля 1947 г. в Верхней Парени, селе, которого уже нет на карте. Подрастал с трёх лет в Манилах, в устье Пенжины-реки.

Мать  Митчкет из племени чукчей, умерла, когда Сергею было 7 лет. По традиции оленеводов, ему, семилетнему мальчику, подарили оленёнка. Потомство от этого оленя становилось собственностью Сергея.

Начал учиться в школе-интернате в Парени. Среднюю школу закончил в Каменском.

В районном центре он увидел фильм о Махмуде Эсамбаеве и решил для себя, что будет танцевать. История пастуха, ставшего талантливым артистом, лишила Кевевтегина покоя. Танцевать он любил. В школе он разучивал и исполнял танцы: негритянский, матросский, русский, испанский. Педагоги в один голос рекомендовали ему учиться на балетмейстера. Он был счастлив, что его мечта так понятна и близка чужим людям.

В 1964 г. Сергей поступил в Хабаровское музыкальное училище. Помня об Эсамбаеве он изучал классический танец, часами работал у станка.

После окончания училища в 1968 г. он начал работать в Палане. Создал детский ансамбль «Каюю», организовал студию бальных танцев. Со своим корякским бальным танцем «Вывенка» в паре с Раисой Ефремовой стал лауреатом Всероссийского конкурса.

Работал в агитбригаде и был постоянно в разъездах по округу, ставил северные танцы.

Сергей поставил танец «Бег оленя», с которым поехал на смотр. Танец увидел Игорь Смирнов, известный балетмейстер, заведующий кафедрой хореографии Московского ин-та культуры, посоветовал Сергею учиться дальше. Сергей поступил в институт на очное отделение. И снова классический танец, станок. Смирнов его приверженность к классике поощрял, но исподволь наставлял: только народное, национальное питает большое искусство. Смирнов взял Сергея в фольклорную экспедицию, учил отыскивать и раскрывать танец, часами работал у станка. По просьбе Смирнова Сергей выступал с докладами об искусстве, традициях и быте Севера – сначала на семинарах, потом на научных конференциях. Госэкзамены сдал на «отлично». Смирнов подарил ему свою книгу с дарственной надписью «Любимому ученику, талантливому балетмейстеру…»

Сергей после института вернулся в Палану. Теперь для него главным становится другое: собрать всё неоценимое богатство, которое ещё хранят старики, осмыслить прекрасное, болью и счастьем людским одухотворённое, народное искусство.

«Кевевтегин направил свой взгляд на детвору и молодёжь Паланы. Создав танцевальный ансамбль с ласковым названием «Каюю» («Оленёнок»), взявшись за преподавание в окружной школе искусств им. Д. Кабалевского, он обозначил цель примерно так: «Буду учить детвору, чтобы они не повторили те потери, что случались у меня». Но при этом добавлял: «Искусство общее, но почерк у каждого танцора свой. Не надо заставлять ребёнка быть таким, как его папа или друг…Человек – всегда загадка. Пусть он сам – свободно! – раскрывает свою индивидуальность» (В. Кравченко «След ветра»).

В 1984 году Сергея пригласили преподавателем на вновь созданное отделение хореографии Петропавловского музучилища. Открытие такого отделения было новым шагом в возрождении танцевальной культуры народов Севера. Это стало возможным благодаря тому, что на Камчатке был Кевевтегин, который объединил в себе национальную и классическую танцевальные традиции. Учеников Сергей искал по всему округу. Он учил их не просто танцу, он учил понимать и ценить национальное искусство. В свой танец народ вложил душу, говорил он им, а её красота безгранична.

В этом же 1984 году Кевевтегин создаёт студенческий ансамбль «Уйкоаль». Он энергично расширял концертный репертуар. И постепенно довёл число концертов до 50 в год! К оленеводам в северные стойбища, в корякские селения, в Хабаровск на фестиваль…Объехали пол-России. Трижды выступали в Кремле. В 1988 году 33 дня колесили по Индии, удивляя жителей жаркой страны жгучими северными танцами.

Именно с ансамблем «Уйкоаль» Сергей Васильевич поставил свои лучшие композиции – «Ительменские хаюшки», «Оккенелю», «Лирическую проходку», хореографический цикл «Олюторские девчата», танцевальные сюиты «Мучгин нутельхин», «Лената счастья».

«Стремлением к прекрасному занимался Кевевтегин всю свою недолгую жизнь. За это он был награждён орденом Почёта. Имел массу лауреатских дипломов и Золотую медаль ВДНХ. Этому – любви к искусству – он учил своих учеников. Теперь его воспитанники – Лена Пономарёва, Ира Баранникова, Люба Долган, Валя Жданова, Ваня Курока, Владимир Бережков, Вася Баранников, Слава Нестеров, Лена Чечулина, Серёжа Кавав, «Лариса Авилова», Кондрат Яганов, Галина Федотова, Кирилл Ичанга, Гриша Пепе, Алёна пономарёва, Галия Айгина и очень многие другие – «рассыпаны» по всей Камчатке (В. Кравченко «След ветра»).

Каждый из них, прошедших школу Сергея Кевевтегина, с большой благодарностью и любовью вспоминают своего учителя, наставника, Мастера.

Сергей Кевевтегин. п. Палана, сентябрь 1972 г. Из фондов музея.
Сергей Кевевтегин, Лауреат Всероссийского конкурса исполнителей бальных танцев, Москва 1972 г. Из фондов музея.
Сергей Кевевтегин, 1971 г. Из фондов музея.
Ансамбль «Уйкоаль», 1985 г. Их фондов музея.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

f

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: