Устройство рулевого парусного судна представлено в экспозиции музея

Предмет поднят со дна Охотского моря в районе острова Алаид средним рыболовным траулером-морозильщиком «Нагорск» производственного объединения «Магаданрыбпром» в 1982 г. в 60 км на запад на глубине около 800 м. Вес около 200 кг, при подъеме предмета был порван трал, в который он попал. Доставлен в музей капитаном траулера на попутном грузовом судне.

Устройство рулевое состоит из обломка рудерпоста и подвешенного на нем на петлях плоского поворотного пера руля. Рудерпост крепится к ахтерштевню (фигурной балке в кормовой части корпуса судна). Перо руля подвешено при помощи штырей, установленных на оковках и заходящих в рулевые петли рудерпоста. Оковки и штыри изготовлены из сплава меди. Перо руля сохранило часть медной обшивки и подкладки растительного происхождения. Медная обшивка предназначалась для защиты дерева от гниения и воздействия древоточцев. Обшивка крепилась при помощи коротких гвоздей с круглыми шляпками. На рудерпосте сохранились цифры: «7, 6, 5, 4», означающие осадку судна кормой в футах (один фут равен 30,5 см). На пере руля имеется полукруглая накладка из двух частей шириной 10 см.

Устройство рулевое принадлежало коммерческому деревянному парусному судну, построенному в XIX в.  Оно обеспечивает маневренность судна и устойчивость его при движении на определенном курсе. Включает: руль, рулевой привод, рулевую передачу и рулевое управление (штурвал или румпель). Руль обеспечивает маневрирование судна и удерживает его на курсе. Ось вращения обычно расположена в носовой части руля поэтому при повороте пера руля в ту или иную сторону от диаметральной плоскости необходимо преодолевать силу давления потока воды, обтекающего корпус судна при движении.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

f

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: