Жизнь замечательных людей. Иван Федорович Крузенштерн.

Организация первого русского кругосветного плавания связана с именем Ивана Федоровича (Адама-Иоганна-Фридриха) Крузенштерна.

Иван Крузенштерн родился 8 (19) ноября 1770 года в очень зажиточной семье, имевшей дворянское происхождение. Род Крузенштернов представлял собой обрусевших немцев.  По достижении 12 лет Иван был отправлен в церковную школу (г. Ревель), в которой успешно проучился два года. Но с самого раннего детства он грезил морскими путешествиями, поэтому по окончании этой школы Крузенштерна приняли в Морской кадетский корпус г. Кронштадта. В 1788 г. кадет закончил обучение в связи с началом Русско-Шведкой войны, в которой, несмотря на юный возраст, принимал активное участие в звании мичмана.  В 1793 г. Иван Крузенштерн и его друг Юрий Лисянский были командированы в Англию для ознакомления с опытом иностранных флотов и получения практических навыков плавания по просторам океана.

Набравшись знаний и опыта, Иван Федорович решает вернуться на родину, спустя шесть лет заграничной работы. В Петербурге амбициозный моряк стал всячески продвигать свою идею о кругосветном плавании, о котором мечтал с юных лет.  В своем проекте Крузенштерн изложил меры по налаживанию положения русской торговли на международном рынке, охране русских владений в Северной Америке, обеспечению их и русского Дальнего Востока всем необходимым. Много внимания уделялось и необходимости улучшения положения жителей Камчатки. Лишь в 1802 г. его идея была одобрена правительством, и было принято решение направить в кругосветное плавание два корабля. Все расходы по организации первой русской кругосветной экспедиции взяло на себя Главное управление Российско-американской компании. Основными задачами экспедиции были определены: доставка в Японию первого русского посольства; завоз провианта и снаряжения в Петропавловск и Ново-Архангельск; географические изыскания по пути следования; опись Сахалина, лимана и устья Амура.

26 июля 1803 г. из Кронштадта вышли да шлюпа – «Надежда» и «Нева» – под общим руководством Ивана Крузенштерна, помощником Крузенштерна и капитаном шлюпа «Нева» был его друг Юрий Лисянский.

Всего в плавании участвовали более ста человек, многие из которых впоследствии прославили русский флот: это будущие адмиралы Макар Иванович Ратманов и первооткрыватель Антарктиды Фаддей Фаддеевич Белинсгаузен, будущий руководитель двух кругосветных плаваний (1815-1818 и 1823-1826 гг.) Отто Евстафьевич Коцебу и его брат Мориц Коцебу, Василий Берх (впоследствии историк русского флота) и другие. Корабли были снабжены лучшими по тем временам мореходным инструментом и пособиями для плавания, новейшими научными приборами.

Обогнув мыс Горн, суда разошлись. Проведя исследования в Тихом океане, «Нева» 1 июля пришла в Павловскую гавань на острове Кадьяк, а «Надежда» 3 июля 1804 г. прибыла в Петропавловск. Впервые русские моряки прибыли на Камчатку, минуя изматывавшие и длившиеся годами маршруты по Сибири до Охотска, в которых терпели невзгоды и лишения.

Вот каким увидели Петропавловск моряки «Надежды»: «…при первом взгляде своем на Петропавловский порт почел бы его за колонию, поселенную только за несколько лет и опять уже оставляемую. Здесь не видно ничего, чтобы могло бы заставить помыслить, что издавна место сие населяют европейцы…Прекрасный рейд Петропавловского порта не украшается ни одною лодкою».

«Надежда» после разгрузки и небольшого ремонта отправилась с Николаем Резановым в Японию. Переговоры русского посла с японскими властями закончились безуспешно, и 5 апреля 1805 г. «Надежда» ушла из Нагасаки в сторону Камчатки. Попутно были описаны берега Японии, Сахалина и южной части полуострова Камчатка.

23 мая 1805 г. «Надежда» снова прибыла в Петропавловск, где Николай Резанов со своей свитой покинул корабль и на судне РАК «Св. Мария» отправился в Русскую Америку на остров Кадьяк. Крузенштерн направился в Охотское море, к побережью Сахалина, в Сахалинский залив, где производил гидрографические работы.

Осенью, вновь зайдя в Петропавловский порт, экипаж шлюпа «Надежда» благоустроили могилы английского мореплавателя Кларка и астронома Делиль де ла Кроера: «…сделана нами на твёрдом основании деревянная пирамида. На одной стороне оной прибили мы медный лист Лаперузов, на другой живонаписнный Г.Тиллезиусом герб Клерка, а на третьей следующую надпись на российском языке: Английскому капитану Клерку усердием Общества фрегата Надежды в первую Экспедицию Россиян вокруг света под Командою флота Капитан-Лейтенанта Крузенштерна.1805го года, Сентября 15го дня. На четвёртой стороне к югу написано следующее: здесь покоится прах Делиль-де-ла-Кроера, бывшаго в Экспедиции Командора Беринга, Астрономом 1741 года».

23 сентября 1805 г. «Надежда» окончательно покинула Камчатку и с грузом пушнины отправилась в Макао, где должна была встретиться с «Невой» и вернуться в Кронштадт. Из Макао они вышли 30 января 1806 г., но у мыса Доброй Надежды корабли разминулись. «Нева» прибыла в Кронштадт 22 июля, а «Надежда» – 7 августа 1806 г. Так завершилось первое кругосветное плавание русских моряков.

Оно ознаменовалось значительными научными результатами. На обоих кораблях велись непрерывные метеорологические и океанологические наблюдения. Крузенштерн описал: южные берега островов Нукагива и Кюсю, Вандименов пролив, острова Цусима, Гото и ряд других, прилегающих к Японии, северо-западные берега островов Хонсю и Хоккайдо, а также вход в Сангарский пролив. На карту был положен Сахалин почти на всем его протяжении.

Большую историко-географическую ценность представляют описания природы посещенных мест и их жителей, особенно Камчатки. Крузенштерн интересовался всеми сторонами жизни Петропавловска и полуострова. Он дал яркие картинки местного быта. В Петропавловске во время пребывания Крузенштерна насчитывалось около 180 жителей, из них только 25 женщин. Отсутствие медицинской помощи привело к тому, что и без того малочисленное население Камчатки понесло большой урон в результате эпидемий 1800 и 1801 гг. «Нет ни врачей, ни лекарств, ни здоровой пищи», – писал Крузенштерн. Недоставало хлеба и соли. Поэтому самым ценным подарком жителям Камчатки стала соль, привезенная из Японии.  Возвратившись в Петербург, Крузенштерн не забыл о нуждах Камчатки. Он пишет: «Камчатку можно было бы снабжать всем с изобилием, если бы посылать туда ежегодно один корабль из какого-либо европейского российского порта… Места Северо-Восточной Сибири могли бы в таком случае получать из Петропавловска некоторые товары, а особливо иностранные, гораздо удобнее и дешевле». Это предложение не осталось без внимания. Довольно часто Петропавловский порт стал посещаться русскими судами из Кронштадта с товарами не только для Камчатки, но и для русских поселений на охотском побережье. Доставка товаров морем улучшила снабжение края.

При активном участии Ивана Крузенштерна специальная комиссия представила в Сенат проект о преобразовании управления Камчатским краем. Благодаря Крузенштерну оно было упрощено и усовершенствовано. Начальник Камчатки и его помощник стали назначаться из опытных морских офицеров, обязанных прослужить на месте не менее пяти лет. Начальник Камчатки подчинялся иркутскому губернатору. Местом его пребывания было предложено сделать не Нижнекамчатск, а Петропавловск.  Таким образом, уже первое русское кругосветное плавание оказало заметное влияние на дальнейшее развитие Камчатки: Петропавловск стал ее административным центром, упростилось управление краем и снабжение населения товарами.

Заслуги Крузенштерна были высоко оценены в ученом мире. Он был избран почетным членом Российской Академии наук, членом-корреспондентом академий Парижа, Лондона и Геттингена. В 1842 г. Иван Крузенштерн вышел в отставку и поселился близ г. Ревеля (совр. город Таллин), где и скончался в 1846 г.  Иван Крузенштерн Иван считается поистине легендарной фигурой. Его имя увековечено на картах мира в названиях многих географических объектов.

Первое кругосветное плавание 1803-1806 гг. открыло новую эпоху в развитии русского мореплавания. В дальнейшем такие походы стали обычным явлением для отечественного флота.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: