«Челюскин. В ледяном плену»

В августе 1933 году пароход «Челюскин» под командованием полярного капитана
Владимира Воронина и начальника экспедиции члена-корреспондента АН СССР Отто
Шмидта, взяв на борт 112 человек, вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая
схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию.
В сентябре пароход был заблокирован льдами в Чукотском море, где ему пришлось
дрейфовать вместе с экипажем в течении почти пяти месяцев. 13 февраля 1934 года в
результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение
двух часов. Экипажу заранее удалось выгрузить все необходимое на окружающие
льды. В результате катастрофы погиб только один человек. Все «челюскинцы»,
которым пришлось провести два месяца в условиях полярной зимы на льдине, были
спасены.
Советское правительство приняло все возможные меры для спасения людей. В Москве
для оказания им помощи была создана правительственная комиссия во главе с
В. В. Куйбышевым. Она мобилизовала различные виды транспорта: собачьи упряжки,
аэросани, дирижабли и ледокол «Красин». Однако главную роль в спасении
полярников сыграли самолёты под управлением лётчиков А. В. Ляпидевского,
С. А. Леваневского, В. С. Молокова, Н. П. Каманина, М. Т. Слепнёва,
М. В. Водопьянова и И. В. Доронина.
Лётчики, снявшие челюскинцев со льдины – стали первыми Героями Советского
Союза и были награждены высшей наградой СССР – орденом Ленина. Впоследствии,
в 1939 году им вручили вновь учреждённый знак особого отличия Героев Советского
Союза – медаль «Золотая Звезда». Остальные участники спасения были награждены
орденами и медалями. Были награждены и все участники экспедиции.
Первый город, куда после спасения прибыли челюскинцы, стал Петропавловск-
Камчатский. 28 мая пароход «Смоленск», на котором возвращались челюскинцы и
летчики, встал на якорь в Авачинской бухте. «Смоленск» с челюскинцами пришел в
сопровождении знаменитого ледокола «Красин».
Челюскинцы провели в Петропавловске три дня. Красинцам же пришлось задержаться
в Петропавловске на два месяца. Камчатский облисполком и облпрофсовет позже
занесли красинцев в Знатную книгу Камчатки. А одна из центральных улиц
Петропавловска (бывшая Казначейская), в благоустройстве которой принимала
участие команда ледокола, была переименована в улицу Красинцев.
Лит.: В ледяном плену // Каманин Н. П. Лётчики и космонавты. М., 1971;
[Электронный ресурс]. URL: http://militera.lib.ru/memo/russian/kamanin_np/15.html.
Статья из газеты «Камчатская правда» выпуски: № 121 от 28 мая 1934 г., № 122 от 29
мая 1934 г., № 123 от 31 мая 1934 г.
f

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: