Морской торговый порт Петропавловск-Камчатского. К 80-летию со дня основания (23 октября 1943 г).
23 октября исполнилось 80 лет со дня основания Петропавловск-Камчатского морского торгового порта – старейшего транспортного предприятия Камчатского края. История Камчатского порта тесно связана с Авачинской губой, где сейчас построен город Петропавловск-Камчатский и сам порт. Первые русские люди появились на берегах Авачинской губы в 1703 г.
Летом 1740 года в бухту прибыл штурман Иван Елагин на боте «Святой Гавриил», он выбрал место на берегу Ниакиной гавани (Петропавловский ковш) и построил базу для Второй Камчатской экспедиции. В том же году в Авачинскую губу вошли и остались на зимовку пакетботы «Святой Петр» и «Святой Павел» под командованием Витуса Беринга и Алексея Чирикова. Это событие стало началом нового поселения, ставшим старейшим на Тихом океане российским портом и городом Петропавловск-Камчатский. Главной проблемой, осложняющей существование нового российского порта, являлась отсутствие по близости от него леса, пригодного для постройки судов и портовых сооружений, а также сложность снабжения продовольствием.
В первой половине XIX века начался новый период в истории Камчатки и Петропавловской гавани. Появление иностранных судов в акватории Авачинской бухты, стремительное развитие мореплавания в северо-восточной части Тихого океана требовали от правительства создания здесь удобного порта. Этого также требовала Российско-Американская компания, на которую возлагались организация промысла и торговли в этом районе, расширение и укрепление русских владений в Америке.
В 1849 г. Камчатку посетил Николай Николаевич Муравьев, назначенный в 1847 г. генерал-губернатором Восточной Сибири. Прибыв из Охотска в Петропавловский порт, Муравьев обследовал Авачинскую бухту, выбрал место для стоянки флота. Представление губернатора о перенесении Охотского порта в Петропавловский порт показалось правительству убедительным, и в 1849 г. последовал указ об образовании самостоятельной Камчатской области. В соответствии с этим указом Петропавловский порт становился главным портом на Тихом океане. В том же году был сооружен Петропавловский маяк у самого входа в бухту, обеспечивавший безопасность судов в ночное время.
Во время Великой Отечественной войны морские караваны бывших союзных держав, идущие в Мурманск, Архангельск и другие Северные порты, зачастую перехватывались немецким подводным и воздушным флотом. Город Петропавловск-Камчатский оказался удобным пунктом для принятия грузов по ленд-лизу, предназначенных Фронту.
23 октября 1943 г. Наркома морского флота СССР Петр Петрович Ширшов издал приказ № 336 «Об организации Петропавловск-Камчатского морского торгового порта Наркомморфлота СССР». Эта дата и является днем основания порта.
Порт был построен в сжатые сроки красноармейцами, офицерами и гражданскими специалистами, которые работали без выходных. Самый первый капитальный причал на восточном берегу Ниакиной гавани напротив мыса Сигнального, на котором был установлен 100-тонный портальный кран-деррик, стал принимать грузы уже в апреле 1944 г. А в феврале 1945 г. в эксплуатацию были сданы все 6 причалов первой очереди. Большая часть причалов и сооружений порта построена под руководством Алексея Виноградова –инженера-гидростроителя и руководителя организации «Камчатморстрой». Петропавловский морской торговый порт официально вступил в число действующих предприятий страны в феврале 1945 г.
В первый послевоенный 1946 г. порт переработал 205 тыс. тонн народно-хозяйственных грузов, в 1950 г. – 443 тыс. тонн, в 1953 г. – 810 тыс. тонн. В 1956 г. объем переработки грузов превысил проектную мощность порта – 1 мил. тонн. В 1970 году переработка грузов превысила 2 мил. тонн.
За эти годы внедрялись новые технологические линии, порт благоустраивался, увеличивал причальный фронт, расширял складскую площадь, пополнил парк перегрузочных механизмов и судов портового флота. С 1951 г. в порту усиленно строился жилищный фонд.
От слаженной работы порта стало зависеть не только жизнеобеспечение города, но и всей Камчатской области, т.к. с 1957 г. ведется перевозка и выгрузка грузов в северо-западные пункты Корякского автономного округа: Тигиль, Палану и Манилы.
С конца 50-х годов морским портом начала производиться переработка грузов в пакетах и контейнерах.
В 1963 г. в порту было построено здание пассажирского морского вокзала. Это здание до настоящего времени является морскими воротами г. Петропавловска-Камчатского.
В 70-х годах в морском порту были построены причалы № 11 и 12, переоборудован под контейнерный терминал причал № 10, построены столовая, гараж автопогрузчиков с блоком бытовых помещений, ремонтно-механические мастерские, здание управления грузового района и такелажный склад, гараж и здание автохозяйства морского порта, автоматическая телефонная станция, пилорама и оздоровительный комплекс.
В 1978 г. в городе принято в работу цементно-помольная установка. В результате этого полностью механизирована переработка самого трудоемкого груза-цемента в мешках, а это более 200 тыс. тонн ежегодно. Вместо цемента в мешках порт стал выгружать грейферами клинкер – основу производства цемента. Еще раньше, в 1970 г., в результате пуска в эксплуатацию элеватора, все зерно также стали выгружать грейферным способом. Таким образом мешковой груз был ликвидирован почти полностью. К концу 80-х годов порт приступил к переработке 20-фунтовых контейнеров, т.к. в 1978 г. одним из первых на Дальнем Востоке был запущен в эксплуатацию современный контейнерный терминал с двумя перегружателями. Первый теплоход с 20-футовыми контейнерами был обработан в порту в 1978 г.
Морское пассажирское сообщение, существовавшее между Петропавловском-Камчатским и Владивостоком, в конце 80-х годов из-за убыточности было прекращено. Только в 90-е годы, когда морской порт Петропавловск-Камчатский был открыт для международного сообщения и посещения иностранными гражданами, поток пассажиров через морской порт начал расти за счет увеличения количества российских и иностранных туристов, посещавших Камчатку. В морской порт стали заходить круизные суда из США, Японии и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
В 2016 году построили третий за историю гавани морской вокзал. Для порта это важный объект. Именно здесь находиться служба капитана порта, полиция и пограничники, и таможенники.
Основными перерабатываемыми грузами, стали контейнерные перевозки, материалы для строительства разного типа, грузы каботажные, автомобили и техника, металлолом и руда. Грузы отправляются по всему миру, больше всего их идет в Китай и Южную Корею.
Петропавловск-Камчатский морской торговый порт – это порт федерального значения, оснащенный необходимой инфраструктурой. Расположенный в непосредственной близости к международным судоходным линиям, он играет важную роль в развитии Северного морского пути, что не раз доказывал за всю свою историю.
На этой выставке предлагаем Вам ознакомиться с фотографиями строительства и развития Петропавловск-Камчатского морского торгового порта.
Лит.: Гаврилова С.В. Океанская гавань России. История Петропавловск-Камчатского морского торгового порта. // отпечатано в г. Новосибирск: Типографии «ПапиRus». — 2016.