История строительства Петропавловского порта.

Строительство Петропавловского порта началось в 1942 году по инициативе А.А. Афанасьева, который был тогда начальником ДВГМП и уполномоченным ГКО по Дальнему Востоку. С началом навигации он отправил на Камчатку комплексную проектно-строительную экспедицию во главе с Н.А. Баландиным. Ей вдогонку вышло Постановление Совнаркома и Приказ «О строительстве Петропавловского-на-Камчатке порта».

Под руководством Н.А. Баландина велось проектирование и одновременно началось строительство двух первых некапитальных причалов. По завершении проектных работ осенью того же года его с Камчатки отозвали, строительство продолжилось без него.

Первый деревянный причал торгового порта на угольной пристани у мыса сигнального вступил в строй летом 1943 года. Строительство второго причала торгового порта было завершено в конце года.

Капитальное строительство возглавил Алексей Николаевич Виноградов, совмещая по собственной инициативе обязанности начальника и главного инженера строительной конторы «Морстрой». Он прибыл в Петропавловск 5 декабря 1943 на крупнотоннажном пароходе «Белоруссия», груженом оборудованием и материалами. Вместе с ним приехали его семья и группа инженеров – собранная им команда руководителей стройки.

Стройка была уникальной: в период, когда на другом конце страны идёт война не на жизнь, а на смерть, в зоне высокой сейсмичности, при тяжёлом рельефе местности и суровом климате, с не малыми проблемами со строительными материалами, жильём для рабочих и многими другими, порт был построен в рекордные сроки. Первый капитальный причал, оборудованный 100-тонным краном, сдан уже в апреле 1944 года. К февралю 1945 года сдана эксплуатацию причальная стенка, которая в документах называется «Набережная трёх причалов». В первую очередь порта вошли и два некапитальных причала, которые были построены в 1943 году, всего – 6 причалов (сейчас их 12).

Отозванный с Камчатки весной 1945 года А.Н. Виноградов вернулся в Петропавловск в 1949 году. Выйдя на пенсию в 1962 году, он уехал в Санкт-Петербургом, где умер в 1992 г.

Используемая литература:

Тихоокеанская транспортная эпопея и другое / Библиотека «Вопросов истории Камчатки». – Петропавловск-Камчатский: «Новая книга», 2021. – 320 с., ил.

Третий период славы Петропавловска-Камчатского – Петропавловск-Камчатский: Холдинговая компания «Новая книга», 2007 – 82 с., ил.

f

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: