Автор: старший научный сотрудник отдела научно-фондовой работы Гаврилов С.В.
В середине 1920-х гг. морской флот являлся единственным видом транспорта, связывавшим Камчатку с остальными регионами СССР. Основную массу грузов и пассажиров на полуостров доставляли пароходы Совторгфлота, дальневосточная контора которого размещалась во Владивостоке. Деятельность Совторгфлота имела ряд недостатков. Руководство из Приморья нередко не учитывало камчатских особенностей и предопределяло низкую оперативность работы. Отправляемые на Камчатку пароходы зачастую не соответствовали перевозимым грузам и неравномерно вставали под загрузку, установленное расписание их движения нарушалось, что осложняло доставку путинных грузов и сезонных рабочих на промыслы и вывоз с них заготовленной продукции и людей.
Это заставило правление Акционерного Камчатского Общества (АКО), созданного летом 1927 г. для комплексного развития экономики полуострова, задуматься о приобретении собственного транспортного флота. Общество стало основным получателем и отправителем грузов в регионе. Осенью 1927 г. АКО получило разрешение правительства СССР на приобретение шхун, которые предполагалось использовать для снабжения побережья. Первенцами камчатского морского транспорта стали купленные в США весной 1928 г. деревянные парусно-моторная шхуна «Чукотка» и теплоход «Охотск». Чуть позже к ним присоединился пароход «Камчатка», переоборудованный в плавучий крабоконсервный завод, но по окончании промыслового сезона становившийся сухогрузом.
Строго говоря, собственно камчатским флот АКО на протяжении 1928—1938 гг. не был. Ввиду малочисленности населения полуострова и нехватки обученных кадров экипажи пароходов комплектовались в Приморье, там же размещались органы управления АКО и его подразделения, в том числе руководившие транспортными операциями, в Петропавловске отсутствовали судоремонтные предприятия и развитое портовое хозяйство, суда были приписаны к Владивостокскому порту. Только в конце 1930-х гг., с переводом дирекции общества на полуостров, модернизацией порта, развитием складского хозяйства и постройкой судоремонтной верфи Петропавловск становится основной базой флота. Первые годы АКОфлот пополнялся старыми паровыми судами зарубежной постройки, переоборудованными для работы на угле. Лишь в 1937 г. он приобрел современный танкер-теплоход «Максим Горький», прослуживший Камчатке более полувека.
1927
4 июля создано Акционерное Камчатское общество (АКО). Его устав разрешал «содержать собственный морской тоннаж».
Октябрь. Главная контора АКО из Хабаровска перенесена во Владивосток.
31 октября в составе главной конторы АКО образован транспортно-складской отдел, ведавший фрахтованием флота.
1928
Январь. АКО приобрело в США (Сан-Франциско) два деревянных транспортных судна: теплоход «Апекс» и шхуну «Чарльз Бровер».
4 апреля в США (Сиэтл) началась приемка построенного в 1919 г. сухогрузного парохода «Чейз» вместимостью 2 674 рег. т, длиной 77,3, шириной 13,3, осадкой 8,5 м с паровой машиной тройного расширения мощностью 1 500 л. с. и скоростью хода 8 узлов. Судно, названное «Камчаткой», в японском порту Хакодате было переоборудовано в краболов. С учетом «Камчатки» общая грузоподъемность морского флота АКО составила 3 770 т.
11 апреля прибывшие во Владивосток «Апекс» и «Чарльз Бровер» получили названия «Охотск» и «Чукотка». Вместимость «Охотска» составляла 785 рег. т (дедвейт 1 354 т), мощность главного двигателя 280 кВт, экипаж 26 чел. «Чукотка» имела вместимость 569 рег. т (дедвейт 620 т), экипаж 27 чел.
Апрель. Разработано первое расписание движения судов АКО.
19 июня в первое плавание из Владивостока вышла «Чукотка», 15 июня из Петропавловска отправился «Охотск». Первая навигация судов АКО завершилась в конце октября во Владивостоке. Оба судна перевезли 1 600 т грузов, что составило 2,3 % от общего грузооборота Камчатки, равного 70 000 т.
15 октября в АКО учрежден Морской отдел, в ведение которого передавалось управление транспортными судами.
1929
31 января в Морском отделе введена должность заведующего судоремонтом.
Февраль. В США куплены пять грузовых пароходов: «Лейк Элва», «Лейк Элмвуд», «Лейк Эпсфорт», «Лейк Ферлей», «Лейк Элпуэбло», построенные в 1919—1920 гг. Суда получили названия «Тунгус», «Якут», «Ламут», «Юкагир» и «Эскимос». Они имели грузоподъемность 3 100 т, длину 77,3, ширину 13,3 и осадку 8,6 м, паровые машины тройного расширения мощностью 1 500 л. с.
25 марта разработано новое расписание рейсов «Охотска» и «Чукотки». Их выход из Владивостока назначался на 15 мая.
Июль. Купленные в США пароходы начали прибывать во Владивосток. Один из них — «Якут» — отправился в экспедицию к о. Врангеля.
К концу 1929 г. АКО располагало морским флотом общей грузоподъемностью 19 645 т.
1930
Март. Утверждено «Положение о Морском отделе».
Август. В Петропавловск пришли «Ительмен» (капитан Е. Д. Бессмертный) и «Орочон» (капитан Н. В. Ушаков). Это событие стало общегородским праздником: прибытие новых судов всегда вызывало большой интерес со стороны местных властей и жителей. Для последних были организованы встречи с моряками и экскурсии на суда. В это же время во Владивосток прибыли краболовы «Коряк» и «Гиляк».
18сентября в Петропавловске от пожара погиб теплоход «Охотск».
Октябрь. Правление АКО, переименованное в Дирекцию, переехало из Владивостока в Петропавловск. Здесь было организовано Управление транспорта и связи.
Декабрь. Начались первые зимние плавания на Камчатку, ранее считавшиеся невозможными. В Петропавловск из Владивостока прибыли пароходы «Орочон», «Коряк» и «Якут». С западной Камчатки пришел «Ительмен».
1931
1 августа шхуна «Чукотка» раздавлена льдами в Чукотском море на пути к о. Врангеля.
14 ноября при Владивостокской конторе АКО организован Сектор транспорта и связи.
Флот АКО включает четыре судна: пароходы «Эскимос», «Якут», «Орочон», «Ительмен» суммарной грузоподъемностью 16 600 т. За год они перевезли 28 135 т, выполнив план всего на 46,8 %.
1932
Состав флота не изменился. В течение 1932 г. суда АКО перевезли 42 925 т и 7 218 пассажиров, что составило 73,5 % установленного плана. Порт в Петропавловске принадлежал Совторгфлоту. В нем действовало морское агентство флота АКО.
С 1929 по 1932 гг. роль собственных судов АКО в грузообороте общества выросла с 6,6 до 21,5 %. Его специализацией стала доставка путинных грузов (от 35 % всего их объема в 1928 г. до 100 % в 1930—1931 гг. и 80 % в 1932 г.).
1933
1 июня по распоряжению СНК СССР от 10 апреля 1933 г. порт в Петропавловске перешел в ведение АКО. Его объединили с Управлением транспорта и связи. Новая структура получила название «Управление транспорта, порта, и связи».
Флот АКО включал всего три судна: «Эскимос», «Ительмен», «Орочон». Пароход «Якут» был временно передан одной из дальневосточных организаций. За год флот перевез 38 184 т и 5 652 чел. (74,2 и 84,4 % от плана соответственно).
1934
29 января НКПС СССР утвердил «Временное положение о помощнике капитана по политической части на судах Дальневосточного края».
29 апреля приказом по НКПС СССР № 1210 при АКО учреждался политсектор. На судах вводился институт первых помощников капитана (помполитов).
Июнь. АКО получило пароход Совторгфлота «Колыма» с чистой грузоподъемностью 1 200 т, построенный в 1906 г., и пять паровых траулеров: «Дальневосточник», «Блюхер», «Буревестник», «Восток» и «Палтус», построенных в 1929—1930 гг.
В 1934 г. флот перевез 59 288 т и 3 120 чел., выполнив задание на 65,3 %.
1935
6 января СНК СССР принял постановление № 26-5-сс «О покупке пароходов для рыбной промышленности Дальневосточного края».
23 января суда АКО в зависимости от грузовместимости, численности экипажа и мощности главных механизмов были разделены на три группы. Третью группу составили траулеры «Блюхер», «Восток», «Буревестник», «Дальневосточник» и буксир «Кит». Пятая состояла из пароходов «Якут», «Колыма» и «Эскимос», шестая — включала «Ительмен», «Чавычу», «Орочон» и «Симу».
1 апреля траулер «Дальневосточник» выделен в распоряжение начальника АКО как административно-разъездное судно.
17 июля в Петропавловск пришел пароход «Кижуч» под командованием капитана И. П. Греченкова.
12 сентября прибыл пароход «Чавыча» под командованием первой в мире женщины-капитана А. И. Щетининой.
14 сентября пришел буксир-спасатель «Кит» под руководством капитана Е. Е. Потапова.
26 ноября пришел пароход «Сима» под командованием капитана Е. Д. Бессмертного.
17 декабря подписан приказ о передаче «Кижуча» Северо-Приморскому госрыбтресту.
В конце года флот АКО включал 12 судов с чистой грузоподъемностью 25 752 т и 271 пассажирским местом. На них работали 472 чел. Суда перевезли 99 186 т или 87,7 % годового задания.
1936
Январь. Траулер «Дальневосточник» передан в состав образованной в январе этого года Базы активного опытного лова (БАОЛ) — пионера добычи в открытом море на Камчатке.
23 марта установлена эмблема АКОфлота, наносившаяся на полосе дымовой трубы. В ромб размером 40 на 60 см шириной 2 см вписывались буквы «АКО» шириной 3 см.
1 июля Управление порта, транспорта и связи разделено на два самостоятельных управления: Петропавловского порта АКО и Морского транспортного флота АКО.
2 июля на камни возле о. Онекотан, принадлежавшего в тот период Японии, сел пароход «Сима». Спасательная операция длилась пять дней. Аварийное судно сняли с камней и привели в Петропавловск.
Июль. Открылись первые на Камчатке пассажирские пароходные линии Петропавловск — Ича и Петропавловск — Олюторка с заходом во все населенные пункты побережий. На них вышел траулер «Дальневосточник».
Август. Капитаны пароходов «Сима» и «Чавыча» Е. Д. Бессмертный и А. И. Щетинина награждены орденами Трудового Красного Знамени.
1 октября утверждено «Положение об управлении флотом АКО». Оно официально устанавливало уже давно сложившееся название морского транспортного флота общества — «АКОфлот».
7 ноября вступила в строй первая очередь Петропавловской судоверфи, ставшей одной из основных ремонтных баз АКОфлота.
Суммарная грузоподъемность транспортных судов АКО составляла 25 412 т, они одновременно могли принять 204 каютных пассажира.
1937
10 сентября в Петропавловск морем доставлен первый плот с лесом («сигара») объемом 1 260 куб. м. 7 сентября его в Ключах взял на буксир «Кит».
1 октября приостановлена деятельность Владивостокского морского агентства. Все его дела передавались вновь организованному Морскому отделу местной конторы общества
13 ноября в Петропавловск прибыл танкер «Максим Горький» длиной 59,6, шириной 10,9 и осадкой в грузу 5,2 м грузоподъемностью 1 200 т. Судно было оборудовано дизельной энергетической установкой мощностью 800 л. с., обеспечивавшей скорость полного хода 10,5 узлов. Приход танкера ознаменовал новый этап в развитии морского транспортного флота АКО — он начал пополняться новыми, специально построенными судами.
За год флот перевез 125 100 т и 13 700 пассажиров.
1938
Январь. В США приобретены пароходы «Щорс» и «Чапаев».
7 февраля траулеры «Буревестник», «Восток» и «Дальневосточник» вместе с командами переданы БАОЛ.
17 апреля «Чапаев» вышел из Владивостока в свой первый рейс на Камчатку.
17 мая из Владивостока в Петропавловск прибыл «Щорс» с 3 000 т грузов. Пополнив запасы топлива и воды, судно снялось на восточную Камчатку.
4 июня на Камчатку пришло известие о присвоении премий НКПП СССР «За перевыполнение планов путины 1937 г.». Ее получили матрос «Симы» Харичков, механик Башков, помполит Евграфов, капитан «Якута» Кириллов, старший помощник Пронин, второй механик «Востока» Мамонтов, капитан «Орочона» Александров и старший механик Ковалев, боцман «Чавычи» Кислицын, механик «Эскимоса» Лабут.
Ноябрь. Погиб вместе с людьми буксир «Кит», отправленный из Петропавловска в Усть-Камчатск 31 октября. На нем находились 28 моряков и 10 пассажиров.
16 декабря при секторе кадров АКО организовывались восьмимесячные курсы для подготовки штурманов малого плавания и механиков третьего разряда, действовавшие «без отрыва от производства».
Выполнение плана 1937—1938 хозяйственного года составило: по грузам 62,1 %, по пассажирам — 90,4 % (95 300 т и 13 200 чел. соответственно). Сделано 50 рейсов. На судах трудились 580 чел.
1939
19 января создан Наркомат рыбной промышленности (НКРП) СССР.
2 апреля указом Президиума Верховного Совета СССР орденами Трудового Красного Знамени награждены капитан «Чавычи» Ф. И. Волчкович и начальник АКО С. П. Емельянов.
27 апреля в Петропавловск пришел пароход, несший на борту имя своего нового места приписки — «Петропавловск» (построен в 1920 г. в США, дедвейт 2 337, грузоподъемность — 1 650 т, работал на мазуте). Его эксплуатация началась 15 мая.
23 августа прибыл новый, только что специально построенный в Англии для АКО лесовоз «Коккинаки». На его корме впервые было выложено название порта приписки — «Петропавловск-Камчатский». Лесовоз имел чистую грузоподъемность 2 008 т и паровую машину мощностью 1 180 индикаторных лошадиных сил.
25 августа во Владивостоке началась приемка построенного в 1922 г. парохода «Терней», ранее принадлежавшего Сахалинскому государственному рыбопромышленному тресту, стоявшего в ремонте.
1 октября АКОфлот имел 13 судов общей грузоподъемностью 36 070 т, в том числе 12 сухогрузов и один танкер. Три сухогруза, вмещавшие 5 350 т, были получены в этом году.
За 1938—1939 хозяйственный год перевезено 73 500 т и 8 100 чел. (54,8 и 77,1 % плана соответственно). Стоимость имущества АКОфлота составила 113,6 млн руб.
1940
1 января АКОфлот включал: сухогрузные пароходы «Ительмен», «Колыма», «Орочон», «Сима», «Чавыча», «Якут», «Эскимос», «Щорс», «Чапаев», «Петропавловск», «Коккинаки», «Терней»; танкер-теплоход «Максим Горький». К перевозкам людей и грузов привлекались паровые траулеры «Гага», «Палтус», «Топорок», «Лебедь», «Буревестник», «Дальневосточник», «Восток».
29 января «за проявленную инициативу и большую энергию по проведению капитального ремонта собственными силами судов АКО» 12 сотрудников АКОфлота награждены знаком «Отличник рыбной промышленности».
3 февраля НКРП СССР распорядился передать «Петропавловск» и «Колыму» Северо-Приморскому госрыбтресту. Передача «Петропавловска» прошла во Владивостоке в мае, «Колымы» — в ноябре.
Февраль. Во Владивостоке открылось Морское агентство АКОфлота (ликвидировано 14 октября по приказу НКРП СССР).
Сентябрь. Ликвидирован институт помполитов на судах флота рыбной промышленности.
1 октября при секторе кадров управления АКО открылись курсы машинистов, кочегаров и матросов 1-го класса общей численностью 120 чел.
17 октября началась приемка грузопассажирского судна «Анатолий Серов» дедвейтом 5 700 т, скоростью хода 9 узлов, имевшего 26 каютных пассажирских мест, построенного в 1926 г. в Англии. Летом 1938 г. его приобрел НКРП СССР.
При плане 160 000 т грузов и 8 500 пассажиров флот АКО перевез 112 339,6 т и 11 846 чел. Выполнение плана составило 73,7 %. В 1939—1940 хозяйственном году общая грузоподъемность судов флота составляла 35 585 т. За год он выполнил 63 рейса с грузом и семь в балласте. В среднем одно плавание длилось 43,5 суток.
1941
Январь. АКОфлот включал пароходы «Чавыча», «Сима», «Анатолий Серов», «Эскимос», «Якут», «Чапаев», «Щорс», «Орочон», «Ительмен», «Терней», «Коккинаки» и танкер-теплоход «Максим Горький».
Предприятие обзавелось подсобным сельскохозяйственным производством, расположенным на 20-м километре Елизовского шоссе.
6 июня в Портленде (США) завершил ремонт пароход «Орочон».
22 июня началась Великая Отечественная война.
26 июля ремонт в США прошел «Эскимос», 6 августа — «Якут».
Сентябрь. Восстановлен упраздненный год назад институт судовых помполитов.
6 ноября постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) морской транспортный флот военизирован. В АКО создан Отдел боевой подготовки.
30 ноября НКРП СССР распорядился воссоздать политорганы в военизированных подразделениях флота рыбной промышленности. Вновь восстанавливался политотдел АКО.
За год перевезено 129 700 т и 9 800 пассажиров.
1942
24 января организован дивизион «особой транспортной службы» (АКОфлот), командир — начальник флота Я. М. Драбкин.
17 февраля начальник АКО подписал приказ «О прохождении военно-морской подготовки личным составом дивизионов флота АКО».
3 апреля начал действовать утвержденный командиром Петропавловской военно-морской базы календарный план военной подготовки дивизионов флота АКО.
29 мая на суда распространены действия Устава о дисциплине рабочих и служащих Морского флота Союза ССР, утвержденного постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) № 1085 от 22 июня 1940 г., и Устава службы на судах Морского флота Союза ССР, утвержденного НКМФ СССР 5 августа 1941 г.
Сентябрь. Из Петропавловска в Портленд на ремонт вышел пароход «Орочон».
23 ноября танкер «Максим Горький» отправился в американский порт Сиэтл.
24 ноября из Петропавловска в Портленд отправился пароход «Щорс».
За год перевезено 164 847 т и 4 697 чел. Задание по грузам оказалось недовыполнено на 5 953 т или на 3,5 %, по пассажирам — перевыполнено на 18,1 %. Общий итог выполнения плана — 97,0 %. Хозяйственная деятельность предприятия признана удовлетворительной.
1943
1 января все суда переведены на полный хозрасчет с самостоятельным балансом и бухгалтерией. В порядке опыта у самых крупных судов открыты отдельные счета в госбанке. В действие введено «Положение о хозрасчетном морском транспортном судне Управления флота АКО».
Январь. В Сан-Франциско прибыл пароход «Чапаев».
16 марта вышел приказ № 07 по Управлению военизированного флота (УВФ) Камчатского бассейна (так стала называться организационная структура, руководившая первым и вторым дивизионами, то есть АКОфлотом и Морловом) об улучшении боевой подготовки на судах. Приказами по дивизионам на каждом судне из числа командного состава назначался помощник командира корабля (то есть капитана судна) по военной части.
7 апреля в США отправился пароход «Якут».
17 июля утвержден следующий состав органов УВФ АКО Камчатского бассейна: руководство; организационно-строевой отдел; отдел боевой подготовки; эксплуатационно-технический отдел; отдел лова; радиослужба.
23 августа Указом Президиума Верховного Совета СССР «за образцовое выполнение заданий Правительства по снабжению Красной Армии и специальных заданий командования Красной Армии» орденом Красной Звезды награждены старший механик парохода «Эскимос» П. П. Кривошея и медалью «За трудовое отличие» — боцман парохода «Сима» П. М. Иванченко.
26 августа издан приказ НКРП СССР «О порядке несения судовых огней и опознавательных знаков транспортами, плавающими в заграничных водах под флагом СССР». В соответствии с ним, суда должны были иметь бортовые и палубные опознавательные знаки, а при плавании в Японском, Охотском и Беринговом морях круглосуточно нести на корме государственный флаг.
За год флот перевез 181 196 т, справившись с заданием на 100,7 %. Средняя скорость пароходов составила 160,1 мили в сутки по сравнению с 158,5 прошлого, 1942 г. За 1943 г. суда прошли с грузом в общей сложности 125 531 миль, а средний пробег одной тонны груза составил 1 682 миль. В 1943 г. АКОфлот впервые за все время своей деятельности выполнил, а по отдельным показателям существенно перевыполнил план грузоперевозок. Работа флота впервые за все годы его существования признана хорошей.
1944
9 марта в состав АКО флота вошел пароход НКМФ «Терек» (3 896 т).
16 марта флот принял пароход НКМФ «Кура» (3 093 т). Его эксплуатация началась 15 июня.
26 мая АКОфлот принял от ДВГМП пароход «Шелонь» (длина 76,75, ширина 14,35, высота 7,38, осадка с грузом 6,42 м, построен в 1918 г., дедвейт 3 530, грузоподъемность 2 230 т, мощность машины 1 200 л. с.).
1 июня на основании постановления Государственного Комитета Обороны начальник АКО распорядился «в целях воспитания и подготовки кадров квалифицированных моряков-рыбаков для системы АКО путем практического обучения непосредственно на судах» ввести на судах АКОфлота и Морлова институт юнг. 1 декабря 1944 г. на 13 пароходах АКОфлота находились 73 подростка.
9 июля пароход «Шелонь» в первом же рейсе в составе АКОфлота налетел на рифы и был сильно поврежден. Восстановить его не удалось.
16 сентября лесовоз «Коккинаки» привел из Петропавловска в Микояновск сигару с лесом. Это стало первым случаем доставки леса морем с восточного берега Камчатки на западный.
В течение 1944 г. общее количество судов АКОфлота выросло до 14. Их общая полезная грузоподъемность насчитывала 41 449 т. План по грузоперевозкам 1944 г. АКОфлот выполнил на 110,8 % (фактически суда перевезли 181 092,8 т и 7 864 чел.).
Среднемесячная заработная плата моряков (по отчетным данным) составила 917,3 руб., колеблясь от 300 до 1 500 и более рублей в зависимости от должности. Что можно было купить на эти деньги в свободной продаже (основные продукты питания распределялись по карточкам)? По сведениям, сообщенным автору старожилом Петропавловска В. В. Боолем, на городском, то есть на «черном», рынке в 1944 г. сапоги стоили 1 000, литр спирта — 1 000, булка черного хлеба — 100—120, пачка американских сигарет «Кэмел» и «Честерфилд», привозимых на судах, ходивших в США, — 100 руб.
Осенью 1945 г. американские военные моряки с фрегатов, стоявших в Петропавловске, продавали одежду, обувь, сигареты и прочее исключительно за красные купюры с портретом В. И. Ленина. Эти деньги пользовались у них большой популярностью как сувениры из СССР.
1945
Март. АКОфлот пополнился новым судном — буксиром «Кашалот» с деревянным корпусом и машиной мощностью 1 000 л. с. Судно спустили на воду в конце 1944 г. в США, в Портленде.
9 мая завершилась Великая Отечественная война. За ее годы 42 работника флота были награждены орденами и медалями, а по окончании более 350 чел. получили медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне. 1941—1945 гг.». За военные годы доля АКОфлота в покрытии потребности Камчатки в грузоперевозках удвоилась.
9 августа на территории Камчатской области было введено военное положение в связи с объявлением СССР войны Японии.
17 августа из Петропавловска на Курильские острова вышел морской десант, в составе которого находились четыре судна АКОфлота: пароходы «Ительмен», «Чапаев», «Коккинаки» и танкер «Максим Горький». Они использовались для перевозки людей, вооружения, боеприпасов, снаряжения и горючего, будучи мобилизованы «как временный военный транспорт».
18 августа началась высадка десанта на Курильские острова. Четыре судна находились в распоряжении командования Камчатского оборонительного района в общей сложности 69 суток. За это время они перевезли 6 704 т военных грузов и 3 363 чел. Часть флота во избежание боевых потерь рассредоточили в закрытых бухтах и портах.
4 октября в связи с реорганизацией АКО в Камчатский госрыбтрест (КГРТ) АКОфлот переименован в Управление транспортного флота КГРТ (Камчатрыбфлот).
План 1945 г. оказался выполнен лишь на 76,9 % по грузам ввиду обстановки военного времени. Фактическая численность личного состава флота к концу 1945 г. насчитывала 838 чел.: управление — 41, плавсостав — 649, юнги — 78, подсобное сельское хозяйство — 35.