С 1708 года Камчатский полуостров в составе Якутского уезда входит в Сибирское царство. Путь от Якутска до Анадырского острога, оттуда на Камчатку и обратно в Якутск был долгим, трудным и опасным. Экспедиции за мехами длились годами, и далеко не все заканчивались благополучно. Собранный на Камчатке ясак доставлялся в Якутск нерегулярно, что вызывало недовольство правительства. С упрочением роли Охотского порта стал вопрос о поиске морского пути на Камчатку, который был бы значительно короче и удобнее. На этом настаивал Петр 1.
В 1714 году на Камчатку не смог вовремя прибыть очередной приказчик, поэтому есаул Иван Козыревский был назначен исполнять обязанности приказчика всех камчатских острогов. К этому времени назрела острая необходимость искать дорогу с Камчатки на большую землю, минуя воинственных пенжинских и олюторских коряков. Не давали они проходу казачьим отрядам, вывозящим собранный на Камчатке ясак. Как только ни пробовали казаки пробиваться к Анадырю, но без столкновений и жертв, а зачастую и без потери пушнины не обходилось. Да и долгой и очень трудной была эта дорога посуху. Нужен был прямой путь из Охотска через Ламское (Охотское) море. Его искали и до этого, но у мореходов ничего не получалось.
В 1714 году очередную экспедицию по поискам морского пути в Камчатку во главе с якутским казаком Козьмой Соколовым начал снаряжать якутский казачий полковник Яков Елчин. Узнав об этом, Пётр I послал в Охотск опытных поморов-мореходов и кораблестроителей Никифора Треску, Кондратия Мошкова, Ивана Бутина, Якова Невейцына, Кирилла Плоских, Варфоломея Фёдорова, Ивана Каргопола и голландского матроса Андрея Буша. Они привезли с собой в Охотск не только парусину, металл, боеприпасы и плотницкие инструменты, но и наказную памятку, которую вручили Козьме Соколову. В памятке говорилось о том, что необходимо найти такой морской путь на Камчатку, чтобы мог стать регулярным. «С теми мореходцы и плотники и с служилыми людьми идти через Ламское море на Камчатский нос без всякого содержания», – говорилось в наказе. А за невыполнение наказа предписывалась смертная казнь всем участникам экспедиции.
В Охотске заложили мореходы плотбище (место вязки брёвен в плоты на берегу реки), которое потом долго звалось Соколовским. Весь 1715 год строили они лодию, которую назвали «Восток». Это было первое настоящее судно, построенное русскими на берегу Охотского моря, да и всего Тихого океана.
В июне 1716 года «Восток» вышел в море. Штурманом был Никифор Моисеев Треска, начальником экспедиции Козьма Соколов. В команду включили мореходов Якова Невейцина и Андрея Буша, плотника Варфоломея Фёдорова, а также казаков в количестве 21 человека под командой Михаила Кривоносова.
С двух попыток лодии удалось пересечь Охотское море и встать в устье реки Тигиль. Потом пошли на юг вдоль Камчатки. Зимовали на реке Компаковой. Летом 1717 года «Восток» относительно благополучно вернулся в Охотск. Козьма Соколов привёз карту похода. Морской путь на Камчатку был открыт!
Главный порт Камчатки решено было устроить в устье реки Большой, в Чекавинской гавани. Стоянку выбирал Никифор Треска, который после этого более двадцати лет водил корабли из Охотска в Большерецк и в другие места Камчатки. Организатор экспедиции Козьма Соколов умер в Якутске в том же 1717 году.
(по материалам книги А. Смышляева «Популярная история Камчатки от древности до 1917 года»).